Масло для компрессора (поршневого типа) необходимо для:
- смазки трущихся рабочих узлов – техническая жидкость снижает скорость их разрушения и повышает износостойкость;
- охлаждения внутренностей системы – из-за трения и сжатия газообразной среды рабочие поверхности испытывают повышенные температурные нагрузки, масло в качестве технической жидкости (в маслозаполненных компрессорных системах) служит охлаждающим агентом;
- уплотнения зазоров – компрессорное масло создает пленку на рабочих поверхностях, благодаря чему щели между деталями становятся меньше;
- противостояния воспламенению – из-за сжатия потенциально возможен процесс детонации (самовоспламенения сжимаемой смеси из-за роста давления и возникновения случайно искры), масло же исключает эту возможность;
- герметичности – использование технической жидкости в рабочей камере позволяет сразу находить утечки и осуществлять качественный контроль за ее герметичностью.
Какие свойства должны быть у компрессорного масла?
Выбирая масло для поршневой компрессорной техники, необходимо понимать, как именно функционирует компрессорная установка. Устройство предполагает соприкосновение внешней оболочки цилиндра и верх поршня с окружающим воздухом, а также прямое соприкосновение смазочного материала со сжимаемым воздухом. Поэтому так важна герметичность корпуса, ведь в противном случае техническая жидкость из рабочей камеры попадет сразу в окружающую среду, загрязнив все оборудование.
Учитывая это, от масла требуется:
- минимальное применение – чтобы сжатая газообразная среда не была слишком сильно загрязнена маслом. Иначе придется потратить много времени и ресурса для его очистки;
- качественная смазка – чтобы избежать детонации резко сжимаемой среды и продлить ресурс эксплуатации.
Поэтому масло для поршневой компрессорной установки должно отвечать 5 критериям:
- Хорошее сцепление с поверхностью – смазочный материал должен надежно сцепляться с рабочей поверхностью, не распыляясь по всей рабочей камере и не смешиваясь со струей воздуха.
- Температурная стабильность – техническая смазка не должна терять своих рабочих характеристики при повышении температуры, которое неизбежно возникает во время сжатия газообразной среды.
- Температура вспышки должна быть выше рабочей температуры внутри камеры. Во время работы поршневого компрессора образуются пары смазки, поэтому важно, чтобы их точка воспламенения находилась выше рабочих температур камеры.
- Смазка должна обладать свойством вытеснять капельки воды.
- Вязкость - если выбрать слишком жидкую смазку, то она просто растечется внутри камеры, загрязнить сжимаемую среду и не будет эффективно смазывать детали. А если выбрать слишком вязкую, то она не сможет покрыть все необходимые рабочие узлы.
- Минимальные отложения. Каждая техническая жидкость обладает свойством накапливать отложения на рабочих узлах. Поэтому смазку необходимо выбирать так, чтобы этих отложений образовывалось минимальное количество. Так техника будет меньше ломаться и дольше прослужит.
И немаловажным является экологичность, т. е. используемая техническая жидкость не должна быть опасна для человеческого здоровья и окружающей среды.
Рабочие характеристики масла.
Производители поршневых компрессоров не рекомендуют использовать автомобильные масла для двигателей, так как у них разные рабочие характеристики:
- масло для поршневого компрессора более экологичное, поскольку оно находится в непосредственной близости от человека;
- масло для двигателя не рассчитано на длительные нагрузки при повышенных температурах;
- у них разная вязкость и точка воспламенения.
Выбирая смазку для поршневой компрессорной системы, необходимо учитывать 4 характеристики:
- Вязкость от 10 до 12 мм2/с. Такое масло хорошо сцепляется с поверхностью и при этом легко распределяется по рабочим узлам. Если брать вязкость меньше 10 мм2/с, то такое масло быстрее израсходуется. Если устройство будет работать при повышенных температурах, рекомендуется брать смазку с большим показателем вязкости. Поскольку она устойчивее к нагреву.
- Присадки. Наличие разнообразных присадок положительно сказывается на работе компрессорной системы. Они бывают с антиокислительным действием, противопенным, антикоррозийным и для повышения температурной стабильности.
- Самовоспламенение от 350°С и выше.
- Застывание. Показатель сильно зависит от условий эксплуатации поршневого компрессора. Если предполагается использовать его в зимних условиях или при пониженных температурах, необходимо выбирать смазочный компонент с низкой температурой застывания.
Популярные марки масла для поршневого компрессора.
В поршневой компрессор можно заливать и минеральное, и синтетическое масло – все зависит от условий эксплуатации. Минеральные аналоги дешевле, потому что рассчитаны на легкие условия, а синтетические выдерживают гораздо более высокие нагрузки (температура внутри камеры, зимние условия эксплуатации, срок службы смазки).
Популярными марками являются:
- Ариан – минеральный тип масла, практически не содержит механических частиц (пониженный процент серы в составе), позволяет работать на низком и среднем давлении;
- Enersyn – синтетический типа масла, в состав входят присадки антиокислительного действия;
- Fubag – отличается пониженным риском образования отложений и содержанием антиокислительных присадок;
- Энкор – характеризуется минимальным расходом благодаря высоким показателям вязкости и низкому уровню испарения. Его разрешено использовать при минусовых температурах;
- Mobil Rarus – его основные преимущества заключаются в оптимальной вязкости, позволяющей использовать масло для различных устройств, высокой точке самовоспламенения и низкому риску образования отложений на рабочих узлах.